Генетика человека и Ислам: научные и медицинские аспекты. Часть 1/6. Рецессивное наследование и генетическая консультация.
Генетика человека и Ислам: научные и медицинские аспекты. Часть 1/6. Рецессивное наследование и генетическая консультация.

«Скоро Мы покажем отрицающим Коран Наши доводы и знамения  –  и в небесах,  и на земле,  и в них самих, –  доказывающие,  что ты правдив,  чтобы им стало ясно,  что ты пришёл  (к ним)  только с непреклонной Истиной  –  Кораном.  Неужели они отрицают Наши явные знамения и доказательства,  которые Мы им представили?  Разве не достаточно для Твоего Господа, что Он объемлет всякую вещь?». (Коран; 41:53)

Введение
Генетика - это наука изучающая гены, а таккже принципы и механизмы наследственности, или пути посредством которых признаки передаются от родителей к детям. Данная отрасль науки может помочь лучше понять семьи пострадавшие от наследственных заболеваний, и разработать стратегии, которые возможно уменьшат частоту генетических расстройств. С точки зрения верующего, наука и религия должны быть неотъемлемой частью друг друга. В то время как наука пытается описать реалии и механизмы создания, только Творец, Бог ﷻ, является Всезнающим. Данная статья фокусируется на генетике как научной отрасли, и на ее применении в нашей жизни с точки зрения Ислама.

Рецессивное наследование и генетическая консультация
Аллель - это альтернативная версия гена, который производит различимый фенотипический эффект. Мендель работая над горохом ввел термины "доминирующий" и "рецессивный" признаки, которые используются для описания аллелей. Законы наследственности Менделя применимы для растений, животных, и человека. Аллели разделяются посредством гамет. Гаплоидные клетки, такие как яйцеклетки или сперматозоиды, содержат только одну копию хромосомы несущей один аллель. Половые клетки объединяются во время полового размножения, и образуют диплоидную зиготу (оплодотворенную яйцеклетку), которая содержит две копии каждой хромосомы и, следовательно, два аллеля. Если при автосомном наследовании оба аллеля гена рецессивные, то проявляется рецессивный фенотип, тогда как для проявления доминантного фенотипа наличие только одного доминантного аллеля является
достаточным. Это также означает, что рецессивный аллель может быть подавлен доминантным аллелем в одном поколении, но снова проявиться в последующем поколении.

В следующем хадисе, слово `ирқ похоже приближено к этой концепции:

Один человек из [рода] Бану Фазара пришел к Пророку ﷺ и сказал: Моя жена родила ребенка, который черный, после чего Посланник Аллаха ﷺ сказал: У вас есть верблюды? Тот ответил: «Да». Пророк снова спросил: «Что это за [подстрочный перевод: посмотри какой] цвет?» Он сказал: «Они гнедые.» Посланник сказал: «Есть ли среди них бурые?» Он сказал: «Да, есть бурые среди них  Он сказал: «Как же это произошло?» Он сказал: «Это, пожалуй, их порода (`ирқ), к которой они вернулись», после чего он (Пророк) сказал: «Это, пожалуй, порода (`ирқ), к которой он (ребенок) вернулся.»

Ислам защищает справедливость и права человека. Генетически вероятно, что у двух более светлых родителей может родиться смуглый ребенок. Понимание генетики может предотвратить ложные обвинения в отцовстве и последующие угнетения невинных людей, особенно женщин.

При генетическом консультировании пациентов и их родственников, находящихся в зоне риска наследственных заболеваний, ознакамливают с последствиями того или иного генетического признака, объясняют природу заболевания или признака, вероятность развития или передачи заболевания, и вариантов, доступных для того, чтобы предотвратить, избежать или смягчить заболевание. Это сложный процесс может иметь диагностическое (определение степени риска) и поддерживающее значение.

Пророк Мухаммад ﷺ, вероятно, обладал интуитивным пониманием того, что некоторые черты, наследуемые от родителей проявляются в следующих поколениях, но не у самих родителей. Эта концепция лежит в основе наших сегодняшних представлениях о доминантном и рецессивном наследовании. В нижеприведенном хадисе, он рекомендовал, чтобы человек тщательно выбирал свою вторую половину. Слово
`ирқ может означать черты или гены, в то время как слово dassās, вероятно, используется для обозначения поведения человеческих признаков, которые "пропускают" поколение, но вновь появляются в следующем поколении.

"Выбирайте хорошо свою пару (для зачатия), так как (скрытые) черты могут проявляться снова."

Этот хадис означает, что `ирқ или гены не только определяют простые признаки, такие как цвет кожи, как в первом хадисе, но также участвуют в образовании целого ряда наследственных черт характера, в том числе и болезней.

Перевод статьи Биляль А.А. Ғариб, PhD
"Human Genetics and Islam: Scientific and Medical Aspects", Journal of Islamic Medical Association. 2011 Jul; 43(2): 83–90.

(Продолжение следует)

*Примечание переводчика:
Во избежание косноязычия и донесения двузначных смыслов до интернет аудитории, при переводе текста, аяты Корана были заимствованы из тафсира Корана «Аль-Мунтахаб фи тафсир аль-Куран аль-Карим» (Аль-Азхар, Каир, 2000) с сайта http://www.azan.kz/library/show/id/6/mode/read.html.

 

тұқым, тұқым қуалаушылық, ген, ұрық, белгілер, хромосома, антропогенетика, нәсіл, ұрпақ
Адам баласыАдам баласы
2 года назад 815
0 комментариев