Генетика человека и Ислам: научные и медицинские аспекты. Часть 3/6. Цитоплазматическая наследственность, половые хромосомы и почитание родителей.

В Исламе, оба родителя являются достойными объектами почитания:

«И Мы завещали человеку быть добрым к своим родителям и заботиться о них, особенно о матери, ибо мать носит его в своей утробе, и её слабость увеличивается по мере того, как растёт ребёнок; и она отлучает его от груди только через два года. Мы повелели: «Благодари Меня и своих родителей: ко Мне все вернутся для расчёта и воздаяния!» (Коран; 31:14)

Примечательно, что в вышеуказанном аяте указывается на приоритет матерей перед отцами. Этот принцип также подтверждается в хадисе, где мусульманам повелевается проявлять к матерям в три раза больше почтения, уважения и заботы, чем к их отцами. Может быть, по крайней мере, частично, это компенсирует ту чрезмерную заботу, что дети получают от своих матерей. Особый возвышенный ранг матерей упоминается и в следующем хадисе:

«Один мужчина пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: «О Посланник Аллаха! Кто из людей больше всех заслуживает моё любовное попечение?» Он ответил: «Твоя мать», а кто потом – опять спросил мужчина? – Твоя мать – опять ответил Пророк, а кто потом? – Твоя мать – в третий раз ответил Пророк, а кто потом? – в четвёртый раз спросил мужчина, Пророк ответил: «Твой отец.»»

Стоит отметить, что, независимо от пола ребенка, цитоплазматическое наследование происходит исключительно по материнской линии. Цитоплазма содержит унаследованные исключительно по материнской линии митохондрии, которые содердат маленькие кольцевые молекулы ДНК, которые содержат 37 генов. Генетический баланс, следовательно, в пользу матерей. Кроме того, это особенно выраженно у мужского пола, наследующие длинную половую хромосому X от своих матерей, но короткую половую хромосому Y от своих отцов. Х-хромосома значительно больше (154913754 пар оснований в сравнении с 57741652 пар оснований) и содержит намного больше генов (1846 против 454) чем Y-хромосомы. Это приводит к тому, что в нашем развитии больше участвует материнская генетика, чем отцовская.

Кроме дополнительного генетического материала из цитоплазмы неоплодотворенных ооцитов в зиготу передаются также органеллы, такие как митохондрии, молекулы мРНК, и другие белковые факторы. Эти материнские цитоплазматические детерминанты играют важную роль в дифференциации зиготических клеток в многие дифференцированные типы клеток посредством экспрессии соответствующего(/их) гена(/ов) в каждом отдельном типе клеток. Они также определяют общий план тела и ориентацию эмбриона.

Таким образом, в дополнение к длительному периоду беременности, схваткам, родам, кормлению грудью, и непрерывному уходу, матери еще и передают ребенку больше генетического материала, чем отцы. Материнские детерминанты указывают эмбриону правильную ориентацию тела и дифференциацию. За их вклад в жизнь и общество в целом, матери в Исламе имеют  исключительный статус. Возможно, таким образом Ислам также признает их вклад в биологию и генетику.

Перевод статьи Биляль А.А. Ғариб, PhD
"Human Genetics and Islam: Scientific and Medical Aspects", Journal of Islamic Medical Association. 2011 Jul; 43(2): 83–90.

(Продолжение следует)

*Примечание переводчика:
Во избежание косноязычия и донесения двузначных смыслов до интернет аудитории, при переводе текста, аяты Корана были заимствованы из тафсира Корана «Аль-Мунтахаб фи тафсир аль-Куран аль-Карим» (Аль-Азхар, Каир, 2000) с сайта http://www.azan.kz/library/show/id/6/mode/read.html. Переводы текстов хадисов были взяты из открытых источников в интернете.

Адам баласыАдам баласы