Противоречит ли теория эволюции описанию сотворения человека в Коране?
Противоречит ли теория эволюции описанию сотворения человека в Коране?

В мусульманской среде я часто слышу негативные отзывы о теории эволюции. Много было сказано и доказано как ученые подделывали якобы ископаемые останки, чтобы поддержать теорию эволюции. Я не хочу тратить время описывая все это.

Спросив об этой, будоражащей многие умы, теме главного имама центральной мечети одного города, я получил совет изучить эту тему как специалист и дать ответ ему (вероятно, как пищу для размышлений). Поэтому, будучи мусульманским ученым, постараюсь описать мое понимание отношения Ислама к эволюции используя известные мне переводы смыслов аятов Священного Корана и хадисы.

В ответ я бы хотел, чтобы вы дали более-менее развернутую оценку моим суждениям - хотелось бы услышать разность мнений и то, как это вписывается в ваше мировозрение. Возможно, в чью-то картину мира это не впишется, и я бы хотел услышать причину этому. В частности, я бы хотел услышать мнение специалистов исламских наук, коим я не являюсь. К примеру, вот что говорит доктор Мухитдин Исаулы на тему сотворения человека (видео на казахском):
А по следующей ссылке можно ознакомиться со свежей статьей профессора Рана Дажани (Хашимит университет, г. Зарка, Иордания), в которой она рассказывает, почему она преподает эволюцию студентам-мусульманам (текст на английском) - http://www.nature.com/news/why-i-teach-evolution-to-muslim-students-1.17364.
 
Теория эволюции
Что такое эволюция? Одно из пониманий ­ - это случайные изменения происходившие вначале с неорганическими элементами, затем с органикой, появление первых одноклеточных живых организмов - биологических систем, усложнение этих систем, которые в конечном итоге привели к появлению человека. На сегодняшний день теория эволюции является одной из основополагающих в биологических науках: она доминирующет в научных кругах и ее придерживаются миллионы. Для примера, могу предложить читателю взять наугад 10 статей из любого междунарожного авторитетного научного журнала с impact factor (показатель авторитетности журнала) более 15.0 и проверить обосновывают ли авторы биологических (и не только) статей свои открытия постулатами теории Дарвина.
 
Читая последнее предложение из последнего параграфа знаменитого произведения Чарльза Дарвина "О происхождении видов путем естестенного отбора",  я пришел к выводу, что он пишет о том, что жизнь была "вдохнута Творцом ("breathed by the Creator") в одну или несколько форм, а уже затем, эти виды превращались из одного вида в другой согласно законам естественного отбора" (которые Творец и установил в природе).
 
Неслучайные случайности
Представим себе компьютерную модель биологической системы, где каждая характеристика может быть отдельно запрограмированна в виде переменного значения. При совмещении этих, заранее прописанных в виде компьютерного кода, характеристик можно симулировать некое подобие биологических систем, выявлять закономерности, а самое главное - проецировать их во времени, то есть смотреть, что случится с биологическими процессами (например поведение молекул, популяций организмов, и т.д.). Если бы у отдельных объектов в этих симуляциях было сознание, то им бы могло показаться, что все что происходит у них в “жизни” делается случайно. Тогда как мы с вами знаем, что все связи и взаимоотношения в этих симуляциях являются последствием заранее установленных закономерностей. Например, клетка на поверхности кожи человека может не знать, что она является частью огромного организма, который в свою очередь является лишь мельчайшей частью Вселенной. Может ли быть, что умственных способностей человека теоретически не может быть достаточно, чтобы найти более масштабные закономерности в своей истории? Напомню, что человек и компьютер до сих пор не могут найти закономерность даже в числе Пи. 

А теперь вернемся к словосочетанию “случайные изменения” - могли ли ли они быть замыслом Творца, который может “симулировать биологическую систему” учитывая все факторы, и зная заранее о всех результатах случайностей (эта тема плавно переходит в тему “Судьба и предопределение в Исламе”)? Если ответ “да”, тогда спор “эволюция против Ислама” не актуален -  замысел Творца это нечто метафизическое, а случайные изменения это нечто материальное. Что бы не происходило с живыми организмами после Большого Взрыва: была эволюция или нет – “Ма шаа Аллах” (в пер. с араб. "Аллах так пожелал"). 
 
Сотворение тела человека
Творец создал человека из праха и из капли семени:

"...Ведь Мы сотворили вас из праха, потом из капли семени..." (Сура аль-Хадж, 5)

В другом месте говорится что Он сотворил человека из глины и затем вдохнул в него секрет жизни:

"...Расскажи им (о Мухаммад!), как твой Господь возвестил ангелам: «Я сотворю человека – Адама – да будет мир ему! – из глины. Когда Я его создам и вдохну в него секрет жизни – дух – падите перед ним ниц в знак уважения и приветствия, а не поклонения!» ..." (Сура Сод, 71-72)

Мое понимание таково, что события описываемые в Коране не обязательно происходили в ограниченности нашего с вами понимания временных рамок, по Земным меркам. Одноклеточные организмы, динозавры, обезьяны и люди все состоят из одинаковых элементов таблицы Менделеева. Мы не можем говорить, что у Аллаха есть руки (антропоморфизировать Его), а также, говорить, что сотворение человека обязательно было подобно вылепливанию скульптуры из глины в течении определенного времени по лунному или Григорианскому календарю – процесс формирования тела из составных частей глины (элементарных молекул воды и макро- и микро-элементов) мог происходить в течении миллиардов тысячелетий по нашим Земным меркам (а по меркам Вечности – просто миг), постепенно переходя из одной формы в другую.
 
Завершение сотворения человека
Чем обезьяны отличаются от нас? Некоторые говорят, что мы просто очень развитые обезьяны, со сложной нейрофизиологией мозга. Есть много отличий, но, думаю, главным отличием является то, что люди могут верить или не верить в Создателя Миров. Животные не имеют такого выбора. Аллах говорит в Коране:

"Мы сотворили человека в прекраснейшем облике." (Сура ат-Тин, 4)

Я воздержусь от догадок по поводу того, что именно подразумевается под этим процессом, но, возможно, что наличие способности верить или отвергать существование Творца, как раз и является последствием этого действия. Может ли это означать, что в истории мироздания, на определенном этапе, могли существовать животные в телесном обличии Homo sapiens (Человек разумный), произошедшие путем эволюции, но не обладавшие духовным обличьем Человека, в полном смысле этого слова? Ведь не в этом ли красота веры в Аллаха, что человек полностью признает существование Того, кого не осязает органами чувств; и в том, что человек подчиняется Его воле, не понимая и не ища смысл своего пути из мира душ, в утроб матери, из утроба матери в мирскую обитель, из мирской обители в загробную жизнь - барзах,  из барзаха в конечную обитель в виде Рая или Ада?
 
Заключение
Первым аятом Священного Корана ниспосланного Пророку Мухаммаду (да благословит Его Аллах и приветствует) был следующий:

"Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее..." (Сура аль-Аляк, 1)

Именно ученые-мусульмане должны следовать своему Пророку - "читать" окружающий наш мир, и находить в нем знаки и закономерности которые Творец установил в этом мире. Воистину, этот мир полон знаков которые напоминают людям об их Творце, и об обете, который каждая сотворенная душа дала своему Создателю до начала своего пути из мира душ в вечную обитель: доносить до людей знание о миссии заключительного пророка и посланника Аллаха - Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует).
 
Хотелось бы закончить данную статью аятом из Корана, где Творец говорит нам:

"Поминайте Меня, и Я буду помнить о вас. Благодарите Меня и не будьте неблагодарны Мне." (Сура аль-Бакара, 152)

 
Источники
  1. Armstrong, Patrick H. Darwin's Luck: Chance and Fortune in the Life and Work of Charles Darwin (Paperback).  London: Bloomsbury 3PL, 2009.
  2. Kurt, Erkan M. Creation: The Principle of Nature in Islamic Metaphysics (Paperback). Clifton, New Jersey: Blue Dome Press, 2012.
  3. Asher,  Robert J. Evolution and Belief: Confessions of a Religious Paleontologist (Paperback). Cambridge: Cambridge University Press, 2012.
  4. Кулшаров, Бексултан (интервью с Мухитдин Исаулы). MUHITDIN ISA. [видео файл]. Доступно по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=_G0gbrS2biQ.  Опубликовано 3 июня 2014 года.
  5. Dajani, Rana. "Why I teach evolution to Muslim students". Nature. 520 (2015): 409 стр.
Адам баласыАдам баласы
2 года назад 643
0 комментариев